Чьи в лесу камни, или уважайте духов!

 

Расскажу Вам историю о нашей находке.

Итак, ранним летом 2004 года встали мы с Вадимом лагерем на берегу Вегорукской губы Онежского озера, в маленькой удобной бухте. Поставили палатку, нарубили дров, поставили вариться ужин – в общем, все, как надо. Вадим остался присматривать, чтобы каша не пригорела, а я пошел в лес за чаем (все же, что надо организму, в лесу растет, только собирай!) Стоянку окружал могучий лес из огромных вековых сосен, разрисованных насечками для сбора живицы (похоже, это было традиционным занятием жителей Вегоруксы и окрестностей). Недалеко в лесу проходила тропа, параллельная берегу. Судя по столбам с проводами, тропа шла откуда-то со стороны Устьерецкого рыбзавода в Рамполе и дальше в Южный Двор.

И вот вижу я среди леса аккуратную такую кучу камней в виде кургана, 3х3 метра и полметра в высоту. Вся заросла толстым слоем белого мха. Ничего особенного. В Карелии таких навалом на сенокосах: в земле здесь камней немеряно, и любой сенокос приходится тщательно расчищать, чтобы не переломать косы (и ноги). Камни обычно сносят со всего поля вот примерно в такие кучи, или складывают из них вытянутые стенки. Иногда получаются довольно большие сооружения. Мы таких видели очень много.

В данном случае вся фишка была в том, что никакого сенокоса тут НЕ БЫЛО И В ПОМИНЕ! Здесь был только густой лес. Единственная тропинка была далеко. А курганчик был явно делом человеческих рук, кто хоть раз побывал в Карелии, ошибиться тут не может!

Вскоре рядом увидел еще одну точно такую же кучу. Потом еще одну. И еще одну. Потом перестал считать. Потом обнаружил несколько вытянутых стенок, о которых говорилось выше, только очень невысоких. Кто-то собирал камни по всему лесу и выкладывал их так, как это делают на сенокосе! Зачем? Может быть, когда-то здесь был не сенокос, а лесоповал?

Я посмотрел на плотно стоящие огромные сосны. По подмосковным меркам деревья тянули минимум лет на триста. По северным – все шестьсот лет будет, если не больше. Так что, если здесь когда-то валили лес, или, тем более, косили сено – камни давно были бы глубоко под землей, в так называемом «культурном слое».

Может, это тропинку так расчищали? Но зачем носить камни в лес, за сто метров от тропы, вместо того, чтобы сложить их вдоль нее, как делают все нормальные люди? И потом: от расчистки тропинки столько камней не наберется при всем желании! Это же далеко не федеральная трасса!

Есть на Севере такое явление: «сейды». Это сложенные особым образом сооружения из камней, или отдельные камни, часто не совсем обычной формы, или просто запоминающегося вида. Они создавались древними саамами, коренными обитателями этих земель, и носили магический характер. Подчас в них обитали различные духи, либо эти самые духи были неким образом связаны с этими камнями. Явление это известное, и подробно описано в археологической литературе.

И тут я вспомнил, как недавно прочел в интернете о том, что груды камней на сенокосах Карелии не всегда являются следами хозяйственной деятельности человека. Так могут выглядеть и самые настоящие сейды, воздвигнутые в былые времена с культовыми целями.

Неужели они?

Возвратившись в лагерь, рассказал Вадиму о находке. «Только ради бога, не вздумай справить на них нужду!» - завершил я свой рассказ. «Что, духи разозлятся?» - просек фишку Вадим. «Именно! Помнишь, как в 91-м году…….» тут я отвлекусь, и поясню, о чем таком я собирался напомнить нашему другу.

Итак, в легендарном и трагическом 91-м ходили мы в этот край пешком (одна резиновая лодка у нас все же с собой была). Был с нами один наш знакомый. Из этических соображений не будем называть его настоящего имени, условно будем звать его «Гена».

Итак, шли мы от станции Лижма к Уницкой губе. Путь наш лежал через местность Климкова Сельга – так называлась исчезнувшая к 91-му году деревня, о которой напоминали только сенокосы и пустоши. На них было много этих самых каменных куч. Во время очередного короткого привала Гена забрался на самую высокую кучу, занял монументальную позицию и торжественно справил малую надобность. Ну эка невидаль, подумаешь! Хотя нормальные люди это все-таки делают на кустик, так-то уж зачем! Но вот Гена решил повыпендриваться. Да его дело! Но по возвращении из похода с Геной начали происходить странные дела.

В течение ближайших четырех месяцев мужик разругался со всеми, с кем только мог. Причем, причина, как правило, выеденного яйца не стоила! Вот начал брать себе в голову, что все его обижают, оскорбляют и все в таком духе. С работой тоже у него какой-то бардак начался. Одним словом, человек очень скоро остался без друзей, без знакомых, без семьи, и, к слову говоря, пребывает в таком состоянии и по сей день. Короче, у человека нешутейно поехала крыша. Между прочим, не так давно увидел его случайно: ох и страшен же стал Гена! Худой, как вобла, и серый, как асфальт! У меня такое ощущение, что он ширяется, ей-богу.

Ну и что такого, спросите вы? Человек сходил в туалет на кучу камней с сенокоса, к чему такие ужасы? Я тоже не видел никакой связи, пока не прочитал в Сети про эту самую Климкову Сельгу, и про то, что оказывается эти кучи – никакого вовсе не хозяйственного назначения, а построены древними шаманами! Поздние косари просто подложили туда еще своих камней, чтобы не таскаться с ними лишний раз. Извольте ознакомиться со ссылочкой про это: http://perpettum.narod.ru/karjala2003.htm

Я как прочел, так и обалдел: давно забытые мелочи старого похода очень живо всплыли в памяти, и Гена на кургане в том числе. Так вот во что наш дуралей вляпался! И поделом: нефиг ссать на священные камни!

Все это я и напомнил Вадиму, сидя белой ночью у костра, и слушая шум волн. Почесал наш хохол  в затылке и крепко призадумался.

Видите ли, друзья мои, я – человек в общем-то не безграмотный, работаю в приличной организации, рядом с образованными людьми. Я городской житель, достаточно прагматичный и в меру циничный, ни в Бога ни в Черта никогда особенно не верил, да и сейчас, наверное, верю не так, как следовало бы. Но к древней угро-финской магии вынужден относиться серьезно и с должным почтением. Я много читал об этом – видимо, это все-таки не пустое место. Те же саамы по сей день считаются сильнейшими (и единственными) шаманами Европы. Знакомые туристы предупреждали меня: «…Будешь на Кольском – встретишь оленя – беги со всех ног, рядом могут быть саамы!….» Скажите, ну откуда такой страх перед кротким и миролюбивым народом? Да, они не любят, когда пристают к их оленям даже из лучших чувств, но ведь это же, простите, не чечены: стрелять-то в вас они не будут! А вот, говорят, что все дело в потомственном колдовском таланте!

Через четыре дня мы были в Пегреме, где есть свои сейды, не предполагаемые, а абсолютно стопроцентные, их много лет изучает специалист в этой области Журавлев Анатолий Павлович с группой товарищей. Ученый радушно нас встретил, рассказал много интересных вещей о сием крае и о предметах своих раскопок. Тут-то мы и поведали о нашей находке.

Журавлев объяснил нам, бестолковым, что в Карелии сенокос могут устроить даже на маленькой лесной полянке, тут не Черноземье. Мы заострили внимание, что в том густом вековом лесу не только не косят сено, а и люди-то ходят нечасто. Анатолий Павлович задумался, а в глазах его загорелся живейший интерес. Надо сказать, что вряд ли на свете есть человек, знающий эти места лучше, чем Журавлев, но, похоже, что наши сведения оказались для него новостью. Мы показали точку на карте, и, попрощавшись с добрым хозяином, завернули на Поляну Идолов.

Люди говорят, что находясь там, испытываешь какое-то особое состояние. Некоторые приезжают туда, может быть, громко сказано – но, где-то, чуть ли не как в Тибет. Мне сложно судить об этом. Может быть, я недостаточно подготовлен, может быть, просто грешен – особого состояния, вроде бы, не испытал, но находиться там определенно приятно и весьма комфортно для души. Я думаю, что когда кошка в новой избе находит для себя лучший угол – ее чувства подобны состоянию человека в Пегреме. Кстати: мы ведь не планировали заходить сюда! Однако, непонятно почему, но мимо проплыть не смогли! И не жалеем.

А камни Вегорукской губы еще ждут своих исследователей. Что это было? Ответа пока нет.

 

Вова, Карелия, июль 2004 г.

 

Карельский пеше-водный поход 1991 года. Уницкая губа. Справа налево: Миша, Вадим, Вова, Илья, «Гена».



Hosted by uCoz